Образование

Пятый форум для учителей-русистов прошёл в британском городе Лидс

Compressed file

В британском городе Лидс прошел V форум для учителей-русистов с целью осветить актуальные вопросы и задачи при обучении русскому языку детей-билингвов в условиях нерусской языковой среды, а также предложить успешные практики и современную учебную литературу. В собрании приняли участие делегаты из Манчестера, Лидса, Брадфорда, Ноттингема, Мансфилда, Лондона, Олтрингема, Карлайла, Белфаста.

На открытии форума прозвучало приветствие представителя Россотрудничества в Великобритании и Северной Ирландии Антона Чеснокова со словами благодарности участникам форума и признанием важности проводимой ими работы.  Была дана информация о проводимых в Великобритании мероприятиях к 75-летию Великой Победы, к участию в которых приглашаются учащиеся русских школ. Кроме этого участники форума ознакомились с деятельностью Россотрудничества в части помощи русским школам и возможностями обучения в российских вузах.

Специальными гостями форума стали авторы учебной литературы для детей-билингвов, проживающих за рубежом, Лола Саматова, филолог, лингвист, русист, доцент, кандидат педагогических наук, научный сотрудник межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ (Российского государственного педагогического университета) им. А.И. Герцена, автор научных трудов по методике преподавания русского языка; Елена Геддис, старший преподаватель кафедры РКИ в РГПУ им А. Герцена, директор русской школы г. Белфаст, а также Валентина Шаталина, психолог, исследователь, заместитель директора Научно-исследовательского центра социальных систем RCSS.

На выставке учебной литературы прошли презентации линейки учебника-рабочей тетради "Разноцветная Азбука", разработанной при участии русской школы "Знание", и тренировочных тестов по русскому языку для подготовки к британскому экзамену GCSE.  

Участники смогли oзнакомиться с новым учебным пособием для детей билингвов, которые изучают русский язык как родной за рубежом в школах дополнительного образования. Учебное пособие "Весёлый алфавит" состоит из учебника и рабочей тетради и активно используется на уроках в образoвательном центре города Манчестер "Russian Dolls". Его авторами являются Людмила Мадзивиниече, директор русской школы Russian Dolls  и Ольга Ритчи, педагог из города Брадфорд.

На выставке также были представлены материалы для самых маленьких билингвов - детей до 5 лет, для детей-билингвов с расстройством аутистического спектра, материалы для подготовки к британскому экзамену GCSE, игры, фотографии, кубки, дипломы и постеры. Особым интересом пользовалась учебная литература издательства "Русский язык. Курсы."

Выставка для участников стала уникальной возможностью обменяться методиками преподавания, поделиться опытом и обсудить учебный процесс, а для авторов учебников встретиться с педагогами-практиками русской зарубежной школы.

Доклады форума позволили обсудить как теоретические моменты работы педагогов, так и участие в мастер-классах и открытых уроках. Практический урок рисования показал педагогам, как шаг за шагом, используя разнообразные стилистические средства, дети-билингвы развивают словарный запас, наблюдательность и креативность.

Светлана Мацкевич из города Олтрингем рассказала об одних из самых эффективных средствах обучения – играх. Рассматривались дворовые игры и их применение на уроках русского языка. Доклад оказался настолько интересным и наглядным, что его обсуждения продолжились после форума, появились совместные идеи использования некоторых игр. Олеся Коллиер из города Карлайл в анкете-отзыве написала, что планирует использовать эти игры на уроках со своими учениками.

На форуме были рассмотрены методы преподавания научных терминов и формул. Преподаватель астрономии в школе "Baltica" Алексей Поляков провёл открытый урок и показал, что в школе дополнительного образования может быть весело и интересно, тогда и в школу, и на урок ученики идут с радостью. Интересный урок – один из видов мотивации посещать русскую школу.  Участники форума узнали, как с помощью обычной верёвки и баночки с монетами можно объяснить некоторые научные факты.  Ирина Милосердова из города Ноттингем прокомментировала это выступление так: "Я в восторге! Замечательная презентация, а уроки увлекательны и познавательны".

Лола Саматова поделилась примерами интегрированных уроков, которые совмещают в себе элементы разных предметов. Участники форума отметили, что подобные уроки способствуют развитию многих важных навыков и формируют нужные знания.

Елена Геддис выступила с обзором учебников и игр, используемых ею при обучении. Она рассказала, как их можно применять на уроках русского языка, развивая творчество, мышление и общение.

Все участники были вовлечены в активное обсуждение темы, поднятой Валентиной Шаталиной в докладе "Развитие детей в цифровом мире". Комментарий Ольги Бекерман из города Олтрингем подтверждает актуальность темы и необходимость в обсуждении подобных вопросов снова: "Очень интересно, хочется побольше узнать о современном развитии детей, как помогать молодому поколению интегрироваться в новую цифровую эпоху".

Участники форума отметили прекрасную организацию, интересный подбор тем выступлений и дружескую атмосферу встречи. В отзывах многие указали темы докладов, которые хотели бы послушать в следующий раз. Организаторы высоко оценили мнение каждого участника и предложенные новые темы. Людмила Сивори из города Манчестер предложила включить обсуждение духовного развития детей.

Впечатления психолога Валентины Шаталиной о форуме: "В Лидсе в образовательном центре "Балтика" прошел V Форум для учителей-русистов на севере Англии - интересный, полезный, емкий по содержанию и чрезвычайно теплый. Нас прекрасно принимали, и меня поразили наши преподаватели русского языка - думающие, творческие и веселые! Вникая в методики, и то, как видят свои задачи наши педагоги, думаю, что детям очень повезло. Нужно сказать, что сегодняшние дети-билингвы из наших русскоговорящих стран испытывают не только давление языка окружающего мира, но и пресс цифровой среды, и ускоряющегося бега времени. Тем сложнее задача сохранить родной язык и подарить этот инструмент преимущества в будущей конкуренции с новыми технологиями, - и это большая ответственность. Хочется пожелать Форуму состояться еще много, много раз, и чтобы не утихали дискуссии по волнующим темам. Нам, конечно, не хватило времени обсудить все волнующие проблемы! Желаю найти больше поддержки педагогическому сообществу преподавателей русского языка у родителей, соотечественников и всех неравнодушных к русскому языку, уникальной культуре, истории и нашим детям".

Организатор  Галина Суходинцева о Форуме: "Мы снова убедились в необходимости проведения таких мероприятий. Общение с коллегами, актуальная информация, новые идеи очень нужны в работе педагогов. Форум помог ознакомиться с новинками учебной литературы, приобрести их и познакомиться с авторами. Мы продолжаем общаться и обсуждать темы, которые затронули наши докладчики и после форума. У организаторов при общении с участниками уже появилась тема следующей встречи. Увидимся на нашем шестом форуме!"

 

Форум был организован образовательным центром "Балтика" при поддержке Палаты Русскоговорящих Сообществ Великобритании, Посольства России и представительства Россотрудничества.

По материалам образовательного центра "Baltica".

Фотографии:  Алексей Поляков.

Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file Compressed file